Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 66

Коллектор закрепляют в планшайбе специального приспособления, с помощью которого коллектор поворачивается в процессе сверления на определенный угол.

После сверления производят зенкерование отверстий, на которое оставляют диаметральный припуск 1,5 мм для отверстий диаметром до 30 мм и 3 мм для отверстий диаметром до 50 мм.

Режимы сверления и зенкерования трубных отверстий в стальных трубных решетках диаметром до 50 мм следующие: скорость 0,3—0,4 и 0,16-0,20 м/с, подача 0,15-0,5 и 0,7-0,9 мм/об соответственно.

Выполнение отверстий в плоских трубных решетках практически не отличается от описанного выше.

Сверление и зенкерование необходимо осуществлять при обильной подаче смазочно-охлаждающей жидкости. После проверки OTK диаметров трубных отверстий, косых и продольных мостиков, а также расстояний между крайними отверстиями трубную решетку передают на участок узловой или общей сборки теплообмеиного оборудования.

3.4. изготовление трубных элементов

Трубные элементы судовых парогенераторов и теплообменных аппаратов являются наиболее ответственными, так как определяют ресурс объекта и склонность его к отказам.

Трубные элементы представляют собой тонкостенные бесшовные цилиндрические прямые или гнутые оболочки. При эксплуатации они подвержены внутреннему давлению, воздействию высоких температур и различным вибрационным и циклическим нагрузкам.

Трубные элементы судовых парогенераторов и теплообменных аппаратов изготовляют из бесшовного стального трубного проката, медно-никелевых и титановых сплавов.

Так, для труб парогенераторов используют стали 10, 20, 15ХМ, 12Х1МФ, 08Х12Н10Т, для труб теплообменных аппаратов - сталь IO3 сплавы МНЖ 5-1, МНЖМц30-1-1.

В современных парогенераторах применяют, как правило, изогнутые трубы. Изгибы испарительных труб играют роль тепловых