Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 142

Задаваемый характер распределения радиальных давлений по периметру кольца (эпюра давлений) зависит от тактности двигателя и частоты его вращения. Поршневые кольца с равномерной эпюрой давления (рис. 4.25, а) применяются в основном для четырехтактных среднеоборотных дизелей. Для высокооборотных четырехтактных дизелей предпочтительна эпюра с повышенным давлением в зоне замка (рис. 4.25, б), благодаря чему обеспечивается более длительное сохранение контакта кольца с цилиндром. Кроме того, данная эпюра уменьшает склонность колец к вибрации, в том числе к вибрации типа „флаттер", при которой происходят отрыв кольца от стенки цилиндра и пропуск газов. Кольца с пониженным давлением в зоне замка (рис. 4.25, в) применяются для двухтактных дизелей с целью предупреждения их поломки при попадании концов кольца в окна цилиндровых втулок.

Технологические возможности не позволяют обеспечить точность и стабильность задаваемой эпюры давлений, поэтому рассмотренные виды распределения радиальных давлений следует считать идеальными; к ним необходимо стремиться при изготовлении колец. Как правило, эпюра давлений не является браковочным признаком и ее контроль осуществляется главным образом при разработке нового технологического процесса.

Для определения характера эпюры используют эпюромеры различных конструкций, основанные на измерении реакции опор, расположенных по окружности кольца в рабочем состоянии. В цеховых условиях характер эпюры давлений можно весьма приближенно оценить косвенным образом по разности диаметров кольца, стянутого лентой в двух взаимно перпендикулярных положениях, измеренных по замку и перпендикулярно ему. Для колец с повышенным давлением в зоне замка разность диаметров составляет 0,2-1,2 мм.