Гаркунов Д.Н. Триботехника. Износ и безызносность. Страница 560

Дальнейшее изучение способности материалов противостоять повторной пластической деформации в зависимости от структуры, твердости, химического состава материала, смазочного материала и других факторов позволит более глубоко оценить поверхностную прочность конструкционных материалов, применяемых в тяжелонагруженных узлах трения.

5. Методы лабораторных испытаний смазочных материалов, реализующих избирательный перенос

5.1. Общие замечания

В литературе описано большое количество машин трения и приборов для испытания в лабораторных условиях смазочных материалов [20, 21]. Испытуемые образцы в некоторых из описанных машин и приборов имеют точечный или линейный контакт. Например, в четырехшариковой машине трения масло испытывается в пирамиде из четырех шаров, из которых три нижних закреплены неподвижно в чашке, куда заливается испытуемое масло, а верхний шар вращается в вертикальном шпинделе. Здесь имеются три точечных контакта. Работает стальной закаленный шарик по такому же шарику. Четырехшариковая машина нашла широкое применение в маслоиспытательных лабораториях стран СНГ.

В машине Тимкина, распространенной в США и Великобритании, в качестве испытуемых образцов применяется ролик - наружное кольцо конического роликоподшипника и плоскость — прямоугольный брусок. Опыты ведутся при последовательно увеличиваемых нагрузках по методике И = f (P), где И - ширина следа износа, имеющего в данном случае вид прямоугольника. Продолжительность одного опыта 10 мин. Оценка масел производится по нагрузке задирания. В машине Тимкина начальный контакт деталей является линейным .

На описанных машинах трения нельзя проводить испытания смазочных материалов, реализующих избирательный перенос при трении, поскольку испытуемые в них образцы имеют точечный или линейный контакт. Это связано со следующими обстоятельствами.