Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 319

Паровые турбины. Пусковые паровые турбины, как и турбо- детандеры имеют весьма благоприятные характеристики протекания крутящего момента в функции числа оборотов — максимальный крутящий момент развивается при трогании с места. Использование паровых турбин может быть оправдано во всех случаях, когда имеется источник пара. Подобные турбины очень просты по конструкции, имеют малую массу при значительной мощности, но требуют наличия источника пара и конденсатора; выпуск отработавшего пара в атмосферу не исключен, хотя он и связан с необратимыми потерями конденсата. Паротурбинный пуск допускает возможность обкатки турбокомпрессора при малых числах оборотов без ограничения времени.

В ГТУ мощностью 6000 л. с. фирмы Дженерал — Электрик, установленной на судне «Джон Сержант», для пуска используют паровую турбину мощностью 200 л. е., соединенную с передним концом вала компрессора через редуктор и автоматическую муфту сцепления. Турбина питается паром давлением 15,5 ат при температуре 232° С. Отработавший пар сбрасывается во вспомогательный конденсатор при давлении на 0,012 кГ/см2 ниже атмосферного.

ГТУ мощностью 5500 л. с. фирмы Бритиш Томпсон Хаустон для танкера «Аурис» пускается при помощи паровой турбины, приводящей в движение вал турбокомпрессора высокого давления через редуктор и центробежную муфту сцепления. Муфта автоматически отключается при изменении знака крутящего момента после начала самостоятельной работы установки (при 2000 об!мин, что составляет 35% от номинального числа оборотов). Подача пара отключается или системой регулирования автоматически, или вручную дистанционно — кнопкой на пульте управления. Муфта не допускает повторного включения установки до полной остановки ротора, т. е. повторный пуск может быть произведен приблизительно через 15 мин.