Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 334

альные размеры и отсутствие фланцевых соединений. В ГТУ такие компенсаторы находят ограниченное применение в первую очередь вследствие их недоста

точной надежности и необходимости постоянного наблюдения. Область их использования ограничивается трубопроводами с незначительным избыточным давлением. На рис. 314 изображен выпускной газопровод ГТУ мощностью 50 ООО кет, связывающий турбину низкого давления с регенераторным помещением. Газопровод соединен жестко с корпусом турбины и расширяется по направлению к регенератору. Газопровод подвешен на четырех крестообразно расположенных шпонках 8. К коническому диффузору 7 приварен короткий цилиндрический участок 6, вокруг которого располагается сальниковое уплотнение в виде отдельных сегментов 3 с асбестовой набивкой 2. Так как радиальное расширение трубопровода при нагреве его до 460° С превышает 10 мм сегменты связывают гибким соединением (болтами 5 с пружинами 4 под гайками).

Сегменты могут перемещаться в радиальном направлении между стенками кольца 1, закрепленного в стене регенеративного помещения.

В ГТУ мощностью 5400 л. с. фирмы Роллс-Ройс угловые перемещения трубопроводов компенсируются с помощью фланцевых сферических соединений (рис. 315), допускающих излом осей на значительный угол.

В судовой ГТУ мощностью 3500 л. с. ассоциации Паметрада все соединительные трубопроводы имеют Г-образную форму,

причем линейные перемещения одной ветви компенсируются за счет скручивания другой; для этого предусмотрены специальные муфты, воспринимающие тангенциальные перемещения трубопроводов.

Особые типы компенсаторов применяют в местах соединения входных патрубков компрессоров и выпускных патрубков турбин с подводящими и отводящими трубопроводами. Отводящие трубопроводы, как правило, жестко зафиксированы в строительных конструкциях станций или машинных отделений, и компенсаторы должны воспринимать значительные перемещения турбомашин. Специфической особенностью этих соединений являются малые давления в тракте и жесткие ограничения величины нагрузок на патрубки. Входные патрубки могут уплотняться гидрозатворами, заполняемыми водой или вязкими жидкостями. В установке мощностью 50 000 квт применен подобный компенсатор (рис. 316). Воздух поступает в патрубок компрессора 1 снизу из бетонированного канала, по периметру которого расположен металлический желоб 2, заполненный смо- лой 3 необходимой консистенции. Иногда входные патрубки соединены с воздухоподводящими трубопроводами уплотнитель-