Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 367

При изготовлении высокоточных зубчатых колес 5—6-й степени точности к исходным заготовкам предъявляется ряд дополнительных специфических требований: повышенная стабильность размеров во времени, минимальная разнотвердость материала по участкам заготовки, технологичность конструкции зубчатого венца для его отделки, повышенная жесткость заготовки на операции зубонарезания и др. Нестабильность размеров во времени проявляется у высокоточных колес в результате релаксации остаточных технологических напряжений, ползучести и нестабильности структуры металла. К методам стабилизирующей обработки материала относятся отжиг заготовки, стабилизирующий отпуск для снятия напряжений, искусственное и естественное старение.

7.3. требования к обработке и сборке

Технические требования к материалу, исходной заготовке, термообработке, обработке резанием и к сборке определяются назначением и условиями эксплуатации зубчатых колес, производственными возможностями конкретного завода-изготовителя зубчатой передачи и современным уровнем развития технологии машиностроения.

Для судовых редукторов ответственного назначения характерны зубчатые колеса минимальных габаритов и массы, работающие при больших удельных нагрузках и с высокими скоростями скольжения. Судовые зубчатые колеса не должны разрушаться под действием контактных и изгибных нагрузок, сильно изнашиваться и создавать высокий уровень шума. Эти требования приводят к применению специальных методов отделки зубьев, таких как притирка, шевингование, зубошли- фование, а также к большому количеству внутри- и межоперационных проверок параметров точности и качества материала.

Используемые в технологическом процессе методы зубообработки и окончательной обработки базирующих поверхностей должны гарантировать необходимую точность зубьев и правильное их расположение в координатах эксплуатационных баз колеса.