Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 316

Резина марок 8130, 8075 и 1626, рекомендуемая, для изготовления дейдвудных подшипников и получаемая на основе синтетических каучуков, обладает высокими антифрикционными свойствами. Для валов небольших диаметров применяют монолитные резиновые подшипники, для валов диаметром 250 мм и более подшипники изготовляют йз отдельных резино-металлических планок-вкладышей. Для нормальной работы вкладышей обязательны интенсивная смазка и охлаждение узла трения забортной водой. Прекращение подачи воды при работе на 1—4 Мин приводит к схватыванию резины с валом и выходу из строя подшипника. Для увеличения срока нормальной работы узла вал — резиновый подшипник важно также правильно выбрать материал облицовки гребного вала. Наилучшими в эксплуатации являются валы с хромокадмиевым покрытием шеек, а также валы с облицовками из фосфористой бронзы Бр.ОЮФГ. Не рекомендуются материалы, содержащие цинк, например Бр.010Ц2, латуни.

Д р е в е с н о-с л о и с т ы е пластики по своим антифрикционным, физико-механическим я технологическим свойствам аналогичны текстолитам. ДСП получают путем прессования под давлением 15—20 МПа при температуре 150—160°С березового шпона, предварительно пропитанного связующим — бакелитом. Плиты ДСП разрезают на заготовки, обрабатывают до необходимых размеров и используют для набора подшипников. Хорошие антифрикционные свойства ДСП объясняются особенностями его строения (мягкая древесная основа и твердые составляющие), хорошим поверхностным поглощением воды и наличием микрокапилляров. Лучшей износостойкостью подшипник обладает при наборе планок торцами шпона к валу.

Недостатками ДСП являются значительное разбухание вкладышей в процессе эксплуатации, меньшая по сравнению с другими материалами, износостойкость и сложный процесс получения плит. Подшипники из ДСП используются в основном для небольших судов.