Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 212

В установках фирмы Вестингауз предусмотрена продувка воздуха через донышки пазов рабочих лопаток (см. рис. 157).

В пятиступенчатом роторе охлаждению подвержены только три первых диска. Воздух через радиальные отверстия около первого диска проникает во внутреннюю полость ротора и поступает в донышки пазов рабочих лопаток. Для сокращения расхода воздуха исключена его подача к уплотнениям промежуточных диафрагм, это позволяет устанавливать между заплечиками дисков уплотнительные пластинки.

На рис. 193, д изображена схема воздушного охлаждения сварного ротора турбины с тангенциальной заводкой рабочих лопаток. Воздух подается по центральному отверстию ротора через радиальные отверстия, откуда он проходит между хвостами рабочих лопаток и через зазор между ротором и экранирующими сегментами поступает в общий газовый поток. При расходе охлаждающего воздуха, равном 2%, температура поверхности ротора на 250° С ниже температуры газового потока.

В отечественной практике газотурбостроения последний метод охлаждения нашел преимущественное применение. Основным недостатком его является опасность засорения узких щелей для прохода охлаждающего воздуха. Эта опасность особенно велика при сжигании тяжелых топлив. Закупорка щелей продуктами сгорания или коррозии может привести к резкому повышению температуры ротора. В установке ГТ-6-750 ТМЗ, чтобы в охлаждающий тракт не попадали продукты коррозии, исключены внешние трубопроводы и длина воздушного тракта сведена к минимуму; радиальные отверстия в роторе являются эффективным сепа- .ратором для частиц пыли, содержащихся в воздухе. Система приобретает повышенную надежность также благодаря тому, что При износе лабиринтных уплотнений расход охлаждающего воздуха только увеличивается, в то время как в конструкции, пока- занной на рис. 150, а, при износе уплотнений расход воздуха сокращается.