Дорошенко П.А. Технология производства судовых энергетических установок. Страница 330

более высоких температур. Минимальное значение ударной вязкости бронзы БрА9Ж4Н4 соответствует температуре 650-700 °С.

Уменьшение пластичности в указанном диапазоне температур необходимо учитывать при ремонте лопастей правкой. Правку следует вести при нагревании до температуры 750—850°С, причем правка ударами не допускается.

По литейным свойствам бронза БрА9Ж4Н4 уступает латуни ЛЦ40МцЗЖ.

У марганцово-алюминиевой бронзы БрА7Мц14ЖЗН2 еще более высокие показатели механических свойств по сравнению с бронзой БрА9Ж4Н4. Однако бронза этой марки труднее обрабатывается резанием и потому применяется редко.

Себестоимость изготовления винтов из высокопрочных бронз несколько выше, чем из латуни, что объясняется более высокой стоимостью материалов и более трудоемкой механической обработкой. Несмотря на это применение гребных винтов из высокопрочных бронз экономически целесообразно, так как при эксплуатации повышенные первоначальные затраты окупаются. Срок службы винтов из бронзы вдвое превосходит срок службы латунных винтов. Применение бронз позволяет повысить КПД движительного комплекса за счет более высокой стойкости против поверхностных разрушений лопастей, значительного уменьшения толщины лопастей, а также снижения массы гребного винта, что дает существенную экономию топлива.

Высокие показатели статической, циклической, динамической прочности и пластичности позволяют использовать бронзы для изготовления гребных винтов транспортных судов смешанного и ледового плавания. Это упрощает эксплуатацию судов при смешанном плавании в чистых водах и в ледовых условиях, поскольку отпадает необходимость смены штатных винтов из бронзы на ледовые стальные винты.

На ледоколах и судах ледового плавания широко применяются гребные винты, изготовленные иэ высокопрочных коррозионно- стойких сталей. Наибольшее применение нашли марки 08X14НДЛ и 08Х15Н4ДМЛ.