Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 24

Всережимные установки должны иметь высокую экономичность и большой ресурс на частичных нагрузках, быстрый пуск, реверсирующее устройство, минимальные габариты и массу. Применение дистиллатного топлива допустимо. Их отличительной особенностью является специфический режим работы — максимальная мощность реализуется всего на протяжении 5—10% ресурса двигателя, а на остальное время для движения корабля на экономических ходах достаточно 20—30% мощности. Поскольку одним из основных параметров корабельной силовой установки служит суммарная масса двигателя и топлива для заданной дальности плавания с тем, чтобы максимально возможно сократить эти величины, необходимо обеспечить высокий к. п. д. на частичных нагрузках; на максимальной мощности может быть допущена пониженная экономичность. Это требование находится в противоречии с характеристиками ГТУ, и для его удовлетворения используют сложные схемы с несколькими компрессорами и турбинами, воздухоохладителями и обязательно с регенератором, причем регенератор проектируют из условий максимальной эффективности на малых нагрузках, а при большой мощности избыток горячего газа отводится, минуя регенератор, в дымовую трубу.

Попытки создания всережимных ГТУ со сложными схемами, предпринятые фирмами Ролле—Ройс, Инглиш Электрик и др., не дали положительных результатов. В лучшем случае установки демонтировались после стендовых или ходовых испытаний, в основном же они не выходили за пределы проектных проработок.

В последние годы находят применение только установки, выполненные по простейшей схеме со свободной силовой турбиной. Недостаточная их экономичность на частичных нагрузках может быть отчасти компенсирована парциальной работой отдельных двигателей на полной мощности. Так, на английских патрульных катерах класса «Брейв» установлено по три двигателя «Протей» фирмы Бристоль—Сиддли, каждый из которых работает через реверсивный редуктор на отдельный винт. На экономических ходах работает один двигатель, по мере необходимости пускают остальные двигатели. Пуск двигателей и набор полной мощности достигаются за 60 сек. Возможна также работа нескольких двигателей на один редуктор; при этом каждый из них снабжен разобщительной муфтой, допускающей соединение и отсоединение двигателя при работающем редукторе. Поочередная работа каждого двигателя на экономических ходах в процессе эксплуатации пропорционально увеличивает ресурс всей машинной группы корабля.