ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 14

Чем меньше воздуха проходит через радиаторную установку, тем меньшее сопротивление она оказывает продвижению самолета.

Коэфициент лобового сопротивления определяется из уравнения количества движения:

если пренебречь изменением давления и плотности воздуха за счет подогрева. Согласно записанному ранее из условий неразрывности струи

Секундная масса протекающего через радиатор воздуха

Если учесть подогрев воздуха, то коэфициент лобового сопротивления

Пример. Определить коэфициент лобового сопротивления радиатора сх , если дано: коэфициент расхода воздуха равняется 0,15, открытие

выходной заслонки Ja = 0,18, подогрев воздуха Д* = 55°Ц, наружная температура Th = 250° Ц.

Решение. 1. Без учета подогрева воздуха:

2. С учетом подогрева:

Как видно из примера, внутреннее сопротивление радиаторной установки получилось отрицательным.

Туннель радиаторной установки должен быть выполнен таким образом, чтобы в местах соединения отдельных его элементов не было протока воздуха, т. е. туннель должен быть герметичным. Неплотности в туннеле приводят к возрастанию расходов воздуха. Небольшое же увеличение расхода приводит к резкому возрастанию сопротивления.

На рис. 207 показана схема вытекания воздуха через зазоры капота против потока, из которой видно, что выход воздуха из туннеля в зону разрежения приводит к интенсивному вихреобразова- нию с возрастающими скоростями и пониженным давлением и далее к нарастанию расходов и к возрастанию сопротивления.

Исследования, проведенные в ЦАГИ, показали, что при 10%-ной утечке от основного расхода внутреннее сопротивление радиаторной установки возрастает почти на 50%.

Таким образом, в условиях эксплоатации большое внимание должно быть уделено вопросам герметизации капотов, чтобы исключить протоки воздуха через неплотности в местах соединения капота. Кроме того, капот должен быть так подогнан, чтобы при закрытии заслонки исключить протекание воздуха через радиатор. В противном случае на режиме пикирования или планирования возможно переохлаждение двигателя.