Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 247

В ряде ГТУ малой мощности нашли применение кольцевые камеры сгорания с впрыском топлива через отверстия, выполненные во вращающемся вале установки (см. рис. 194 и 236)- Эта система подачи топлива предложена представителем фирмь*

Турбомека Щидловским. Топливо поступает от переднего конца двигателя по трубке в передний отсек полого вала турбокомпрессора. Оттуда по восьми радиальным отверстиям оно впрыскивается и мелко распыляется непосредственно в зоне горения благодаря центробежной силе, возникающей при вращении вала. Несмотря на кажущуюся простоту такой конструкции топливной системы, при ее отработке пришлось столкнуться со значительными трудностями. Давление за топливным насосом должно быть очень малым — достаточным только для подачи

топлива по трубке и полому валу, так как распыление происходит только за счет центробежных сил. Когда топливо достигает наружной кромки радиального отверстия, оно по касательной отрывается от вала и интенсивно распыляется.

Степень распыления находится в прямой зависимости от числа оборотов вала; от этого же фактора зависит интенсивность и время смешения топлива с воздухом. Опыты показали, что нормальная работа камеры обеспечивается уже при: 6000 об/мин, а на пусковых режимах горение начинается при 2500 об/мин. Поэтому при холостом ходе, соответствующем 10 000 об/мин, степень распыления вполне достаточна (номинальное число оборотов вала 35 000 в минуту). В процессе изготовления радиальных отверстий могут быть некоторые отклонения в части их эллипсности или эксцентричности. Это приводит к неравномерности факела и неравномерному распределению температур относительно вращающегося вала. Так как турбина вращается с той скоростью, что и факел, отдельные группы рабочих лопаток будут иметь, различную температуру. Поэтому в таких системах неравномерность температур, вызванная разт ницей в сечении форсунок, еще более опасна, чем в обычных камерах сгорания.