Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 158

Аналогичный ротор, выполненный из одной поковки, был применен также в турбокомпрессоре высокого давления автомобильного газотурбинного двигателя 704 фирмы Форд (рис. 128, а). Использование такой схемы было вызвано высокой температурой перед турбиной (/= 927° С) и большими напряжениями в рабочем колесе турбины (число оборотов ротора 91 500 в минуту).

Ротор турбокомпрессора, показанный на рис. 128, в, опирается на подшипники, расположенные по обеим сторонам рабочих колес, все остальные ГТУ подобного типа имеют консольные роторы с расположением обоих подшипников со стороны компрессора и отдельными рабочими колесами компрессора и турбины. Это позволяет устанавливать лабиринтное уплотнение на малом диаметре между рабочими колесами.

Роторы с малым диаметром валов и большими консолями обычно имеют очень низкое критическое число оборотов рото- pa — значительно ниже числа оборотов холостого хода. Так, в ГТУ фирмы Стандарт Мотор (рис. 127, а) критическое число оборотов ротора составляет 4000 в минуту при рабочем числе оборотов 24 ООО в минуту.

Необычное рабочее колесо компрессора выполнила фирма Крайслер. Крыльчатка имеет двухрядный ВНА, лопатки которого свободно установлены в пазах вала и стянуты предварительно нагретым стальным бандажом. Лопатки BHA и крыльчатка закрытого типа изготовлены из алюминиевого сплава.

В последующей модели двигателя фирма отказалась от крыльчатки закрытого типа, но сохранила двухступенчатый ВНА. На рис. 64, б показана ГТУ мощностью 140 л. с. Первая ступень BHA отлита из стали, вторая ступень выполнена как одно целое с крыльчаткой из алюминиевого сплава и образована отогнутыми входными кромками лопаток. Кромка каждой второй лопатки отогнута, остальные лопатки имеют укороченный входной участок. (Такую же конструкцию имеет рабочее колесо с одноступенчатым BHA в двигателе CR-2A, рис. 64).