Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 156

также не получили распространения и крыльчатки закрытого типа.

Для безударного входа воздуха в крыльчатку входные участки лопаток должны быть отогнуты в сторону направления вращения. Этот участок крыльчатки—вращающийся направляющий аппарат (BHA) — может быть выполнен или как одно целое с колесом, несущим радиальные лопатки, или в виде отдельного элемента. Совместное выполнение BHA с лопатками имеет свои технологические затруднения, так как фрезеровать криволинейные каналы сложно, а чтобы отогнуть кромки лопаток следует подрезать их у основания, что снижает прочность лопаток. Если выполнять BHA отдельно, технологический процесс упрощается и появляется возможность использования различных материалов для BHA и собственно крыльчатки. BHA может быть изготовлен из легированной стали, хорошо противостоящей эрозионному износу, а крыльчатка — из легких алюминиевых сплавов. Раздельное исполнение BHA во избежание вибрационных поломок требует точной пригонки и плотного соединения его с лопатками.

В центробежных компрессорах ГТУ в равной мере нашли применение оба варианта конструкции рабочего колеса.

На рис. 127 показаны различные соединения рабочих колес одноступенчатых компрессоров с другими элементами ротора турбокомпрессора. К первой группе отнесены (рис. 127, а — е) роторы с крыльчатками, насаженными на сплошной или полый вал. Фиксация их в осевом направлении на валу осуществляется плотной посадкой, с помощью гаек, навинченных на вал ротора, или периферийными болтами-стяжками. Ко второй группе отнесены (рис. 127, ж — и) роторы, не имеющие вала: ротор состоит из рабочего колеса компрессора, хвостовых цапф, промежуточных втулок и других элементов, центрирующихся кольцевыми заточками и стянутых центральным болтом.