Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 154

Центральный стяжной болт воспринимает значительные усилия вследствие предварительного его натяга и возможной разности температур между дисками и болтом, особенно в том случае, если диски изготовлены из алюминиевых сплавов с большим коэффициентом линейного расширения. Во избежание ослабления затяжки дисков в процессе эксплуатации центральный болт, изготовляемый из высокопрочной легированной стали, устанавливают со значительным предварительным натягом, а в ряде случаев под его головку и под гайку вводят пружинные элементы (см., например, рис. 124, б).

Во избежание резонансных колебаний и прогиба центрального стяжного болта в одном или нескольких местах он опирается на соответствующее посадочное место в диске. При большом диаметре внутренней расточки ротора один из дисков выполняют с малым отверстием специально для поддержки центрального болта. Так как центральный болт воспринимает значительные нагрузки, шире применяется схема, при которой диски стягивают периферийными болтами. При этом появляется возможность выполнения дисков без центрального отверстия для понижения уровня напряжений в полотне диска. Кроме того, соединение дисков периферийными болтами — единственно возможный вид крепления дисковых наборных роторов, внутри ko- тооых поохолит вал дпугого туобокомппессооа или силовой

турбины. Как правило, такие диски выполняют без центральных отверстий, зачастую постоянной толщины, или конической формы. Так как нагрузки от рабочих лопаток относительно невелики, а жесткость наборного ротора значительна, диски можно выполнять постоянной толщины без облегчающих выточек по полотну (диски первых ступеней ГТУ фирмы Дженерал — Электрик, см. рис. 125, а).

Взаимное центрирование дисков выполняют как по заточкам малого диаметра в центральной части, так и по пояскам в периферийных полках. Диски иногда центрируют с помощью при- зонных втулок, которые служат также для передачи крутящего момента.