ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 22

На рис. 221 показано распределение температур по длине радиатора при противотоке. Как видно из сравнения рис. 220 и 221, при осуществлении противотока средняя разность температур больше, чем при параллельном токе. Поэтому для отвода одинакового количества тепла в радиаторе с противотоком нужна меньшая охлаждающая поверхность, чем в радиаторе с параллельным током, имея в виду, что охлаждающая поверхность равна:

воздух движется по трубкам, а горячий между ними. При. таком движении воздуха получаются большие значения коэфидиентов теплопередачи, но вместе с тем чрезвычайно возрастает и сопротивление горячего и холодного воздуха вследствие небольших коэфидиентов живого сечения.

Для расчета радиаторов значения коэфидиентов теплопередачи и коэфидиентов сопротивления определяют опытным путем. В сотовых радиаторах коэфициент потерь скоростного напора достигает значения 100 и более, поэтому они не нашли себе применения для охлаждения воздуха. В воздухо-воздуш- ных радиаторах применяют квадратные трубки с большими зазорами между ними, что

обеспечивает сравнительно небольшое сопротивление их при перпендикулярном токе.

На рис. 223 показана схема промежуточного охлаждения воздуха после турбокомпрессора в воздухо-воздушном радиаторе.

Кроме обеспечения заданного теплоотвода, воздухо-воздушный радиатор должен давать потерю давления по горячему воздуху, не превышающую 0,02—0,04 кг/см2. Плохо осуществленный радиатор может не только не улучшить работу двигателя, но привести к огромным потерям мощности.

Лучшим радиатором считается такой, который дает минимальные потери давления по горячему и холодному воздуху; это может быть обеспечено в пластинчатых или ребристых радиаторах с перпендикулярным то«;ом воздуха. Потеря давления горячего воздуха