Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 231

повышение его грузоподъемности. Для устранения резонансных колебаний вала демпфирующие камеры имеют различные размеры и конфигурацию. Допускаемая удельная нагрузка в подшипнике с подобными камерами почти в 2 раза превышает нагрузку подшипника без камер. Диаметральный зазор в аэростатических подшипниках выполняют равным одной тысячной диаметра вала.

На рис. 204, б показана схема статического упорного подшипника. Газ подается по трубе 6 и через цилиндрические сопла 8 поступает в кольцевую канавку 9 в неподвижном корпусе 7 подшипника. Демпфирующие камеры 2 соединены калиброванными отверстиями 3 с кольцевой канавкой. Осевой зазор между корпусом 7 и гребнем 10 составляет примерно IO"4 Da с рабочей стороны и 2-Ю-3 Da с нерабочей. Оптимальные условия работы достигаются при условии D q = DaDi [78].

Продольный разрез ГТУ с аэростатическими подшипниками показан на рис. 84.

ПОДШИПНИКИ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ В ПОЛОСТЯХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

По мере роста давления воздуха или газа в корпусах компрессоров и турбин возрастает линейный размер концевых уплотнений.

Следствием этого является увеличение расстояния между подшипниками и понижение жесткости ротора. Особое внимание уделяется сокращению длины уплотнений в ГТУ, работающих по замкнутому циклу, где даже минимальный уровень давления в тракте весьма высок. В установках с рабочим телом, отличным от воздуха, утечки через уплотнения в ряде случаев должны быть полностью исключены. Одним из кардинальных способов сокращения длины уплотнений служит замена лабиринтных уплотнений воздушно-масляными затворами. В этих уплотнениях подшипник служит также гидравлическим затвором. На рис. 205 показана схема масляного затвора применительно к замкнутой ГТУ мощностью 10 000 квт фирмы Эшер — Висс [15].