Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 234

Однако, применение подобной конструктивной схемы в ГТУ со свойственными им развитыми патрубками компрессоров и турбин встречает в ряде случаев серьезные затруднения в связи с большими консолями стульев.

В компрессорах и турбинах с осевым подводом или выходом рабочего тела крепление подшипников в стульях связано с нарушением потока, так как в патрубках приходится выполнять большие вырезы для размещения стульев (рис. 172, а). Установка стульев в средней части прямоточных турбокомпрессоров весьма затруднена при использовании секционных камер и неприемлема при кольцевых камерах. В таких установках применяют принципиально иную схему взаимосвязи корпусов Турбо- машин и корпусов подшипников: корпуса компрессоров и турбин крепят на фундаменте на собственных опорах, а корпуса подшипников подвешивают к корпусам турбомашин с помощью элементов, обеспечивающих концентричность их положения при различных тепловых расширениях. Такое конструктивное направление допускает свободу компоновки отдельных агрегатов ГТУ и широко используется для всех подшипниковых узлов установок самого различного назначения вплоть до мощных стационарных ГТУ с тяжелыми роторами.

Проблема обеспечения концентричности холодных корпусов подшипников и горячих корпусов турбомашин является одной из кардинальных в газотурбостроении; она имеет многочисленные конструктивные решения.

Подвеска на шпоночных соединениях. Примером этого соединения может служить задний опорный подшипник турбины низкого давления ГТУ мощностью 50 000 кет (рис. 207). Корпус 5 подшипника прикреплен к внутренней обечайке выпускного патрубка двумя крестообразными соединениями, которые оформлены в виде опорных шпонок 9 в горизонтальной плоскости и шпонок 10 и 13 в вертикальной. Фиксация в осевом направлении осуществлена кольцевым зубом 6. Масло из подшипника сливается в кожух 7 сливных магистралей, расположенный в силовых обтекаемых спицах 2, связывающих внешнюю обечайку / с внутренней обечайкой 3. Пространство между горячими элементами корпуса турбины и корпусом 5 подшипника со сливными магистралями заполнено изоляционным материалом. Корпус подшипника интенсивно охлаждается маслом, благодаря чему его температура не превышает 60° С, в то время как температура элементов турбины достигает 450° С.