Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 230

Материалы для вала и вкладыша выбирают в зависимости от температурных условий работы с учетом сухого трения в период пуска и остановки. Вал должен иметь твердую хромированную поверхность, вкладыш может быть выполнен из монель-металла, бронзы, пористых материалов со свинцовым покрытием, специальных пластических материалов. Чтобы уменьшить износ подшипника, желательно максимально сократить время увеличения числа оборотов ротора и его торможения.

Упорные подшипники типа «Мичеля» с динамической газовой смазкой выполнены быть не могут, так как вследствие малой толщины газового слоя требуется недостижимая в реальных условиях точность обработки элементов подшипника.

Грузоподъемность статических подшипников значительно больше, чем динамических; при этом зазор может быть для большей надежности в работе увеличен, момент трения при пуске машины получается минимальным и, следовательно, исключен износ подшипника. При больших числах оборотов ротора потери мощности в газовых статических подшипниках меньше, чем в масляных (с учетом мощности, потребляемой масляным насосом или газовым компрессором). Удельные нагрузки, допустимые в статических подшипниках, достигают 2—3 кГ/см2. Наряду с опорными подшипниками также могут успешно применяться упорные аэростатические подшипники, способные воспринимать достаточные нагрузки,

На рис. 204, а показана конструктивная схема опорного подшипника с аэростатической смазкой. Газ подается в кольцевую камеру 5 в средней части подшипника и через ряд сопел і JIa- валя поступает в продольные лункообразные канавки 4 на рабочей поверхности вкладыша. Каждая канавка калиброванными отверстиями 3 связана с демпфирующими камерами 2, наличие которых обеспечивает безвибрационную работу подшипника и