Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 136

Возможны соединения обоих контуров при помощи цилиндрической обечайки с прорезями различной формы (рис. 100, а и в). Диаметр обечайки с прорезями обычно принимают равным диаметру внешнего корпуса, и двигатель таким образом приобретает форму гладкого цилиндра.

Своеобразно оформлен вход воздуха в компрессор с кольцевым патрубком в судовой ГТУ на базе турбореактивного двигателя фирмы Пратт — Уитни (рис. 100, б). В этой установке весь турбокомпрессор, за исключением выпускного патрубка турбины, заключен в цилиндрический кожух большого диаметра. Из входной шахты воздух поступает в кольцевое пространство между кожухом и корпусом турбокомпрессора и, поворачивая на 180° в криволинейном конфузоре, подается в проточную часть компрессора.

Конструкции патрубков с осевым или кольцевым входом предусматривают подвод воздуха в компрессор непосредственно из помещения, в котором установлен двигатель, или из отдельного отсека. В практике стационарного газотурбостроения такое решение связано с рядом неудобств и имеет ограниченное применение. Преимущественное распространение в этой области получили патрубки с односторонним радиальным входом, назначением которых служит поворот и равномерный подвод воздуха к первой ступени компрессора. Воздух к патрубкам поступает обычно по воздухопроводам прямоугольного или круглого сечения из воздухозаборных устройств или отдельного помещения, где происходит фильтрация и глушение шума всасывания; не исключен также подвод непосредственно из машинного зала. В компрессоры среднего и высокого давления воздух подводят по трубам из соответствующих воздухоохладителей.

В связи с большим разнообразием схем компоновки газотурбинных установок имеют место различные варианты подвода воздуха. В крупных стационарных установках наиболее удобен подвод воздуха снизу — в этом случае воздухопроводы большого сечения, располагаясь под полом или отметкой обслуживания, не загромождают машинный зал и создают возможность разборки и подъема верхних половин патрубков и корпуса компрессора без отсоединения и удаления воздухопроводов; при этом понижается также строительная высота помещения и отметка подкрановых путей. При нижнем подводе воздухопровод может быть выполнен в виде бетонированного канала, берущего начало из фильтровального помещения. В стационарных установках малой и средней мощности преимущественное распространение получил верхний подвод воздуха. Этот же тип подвода применяют в большинстве судовых и локомотивных установок, что вызвано соображениями их компоновки.