Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 222

ротора предусматривают шейку для вкладышей, применяемых при балансировке. Таким образом выполнены роторы турбин высокого давления ГТУ 50 000 кет (рис. 183, (3), корабельной ГТУ G-6 компании AEI и других турбин.

В консольном роторе силовой турбины ГТУ «Сатурн» фирмы •Солар задний подшипник отсутствует; его опорой служит ше- -стерня, находящаяся в зацеплении с тремя промежуточными шестернями редуктора, расположенными по окружности (рис. 201, а). Под нагрузкой конец вала занимает вполне определенное положение в пространстве; одновременно достигается равномерное распределение крутящего момента по трем потокам.

В консольной силовой турбине ГТУ 520 фирмы Боинг (рис. 201, б) задний подшипник расположен внутри вала коле- -са второй ступени редуктора — это сокращает осевые размеры.

Упорные подшипники большинства турбокомпрессоров выполняются двусторонними, так как направление осевого усилия может изменяться при различных режимах и условиях работы. В свободных силовых турбинах и турбокомпрессорах, где направление упорного усилия гарантировано, иногда применяют односторонние подшипники с фиксацией вала в противоположном направлении буртиком или заплечиком, выполненным на вкладыше опорного подшипника.

Наиболее эффективным способом сокращения нагрузки на упорный подшипник турбокомпрессора является соединение роторов компрессора и турбины жесткой осевой связью. Однако это соединение предопределяет наличие многоопорных валов и сложность согласования взаимных аксиальных перемещений роторов и корпусов. В ряде ГТУ роторы компрессора и турбины снабжены отдельными упорными подшипниками, рассчитанными на соответствующее осевое усилие, а крутящий момент от турбины к компрессору передается зубчатыми муфтами. Такую же схему используют в том случае, когда осевые усилия турбины и компрессора направлены в одну сторону. Предполагается, что каждый ротор имеет независимое осевое положение.