Шварц В. А. Конструкции газотурбинных установок. Страница 223

Как известно из данных, опубликованных в иностранной литературе, опыт эксплуатации турбоустановок показал, что зубчатые муфты под нагрузкой иногда имеют тенденцию к заклиниванию и их способность к компенсации осевых перемещений валов теряется, что ведет к перегрузке и выплавлению подшипников. С этой проблемой приходится встречаться в установках, выполненных на базе турбореактивных двигателей, где широко применяется метод наращивания мощностей путем соединения нескольких силовых турбин с валом одного генератора. Каждая силовая турбина является обособленным агрегатом со своим упорным подшипником, а ряд таких турбин соединяется зубчатыми муфтами.

Подобная схема принята в ГТУ мощностью 70 000 квт фирмы Бристоль — Сиддли (см. рис. 19). Четыре силовые турбины соединены попарно в блоки по 35 000 квт (рис. 202). Ротор каждого блока с двумя парами консольных дисков оперт на два подшипника скольжения и имеет отдельный упорный подшипник, расположенный в средней части стула между опорными. Роторы соединены зубчатой муфтой, которая должна обеспечивать их взаимное осевое перемещение. Так как не исключено заклинивание зубьев муфты под нагрузкой и перераспределение осевой нагрузки между подшипниками, было предусмотрено специальное устройство, представляющее собой набор пружин расположенных под качающимися колодками упорного подшипника блока А. При заклинивании зубьев муфты ротор блока А расширяется в противоположную от генератора сторону и усилие передается на заднюю поверхность гребня. Если осевое перемещение возрастает, пружины под колодками задней стороны подшипника деформируются. Пружины рассчитаны на значительно меньшее усилие, чем упорное давление, которое может воспринять упорный подшипник блока Б, поэтому перегрузка обоих подшипников не превышает 50%. Если осевое перемещение продолжает возрастать и достигнет 0,5 мм, микровыключатель реле осевого сдвига подаст сигнал о необходимости остановки агрегата [83].