ЖОВИНСКИЙ Н. Е. СИЛОВЫЕ АВИАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ. Страница 9
Температура воздуха на входе в радиатор
Исходя из того, что воздухподогревается за счет сжимаемости на больших скоростях полета, рассмотрим возможность охлаждения масла при полете на небольших высотах. Охлаждение возможно только в том случае, если температура воздуха ниже температуры охлажденного масла.
Допустим, что температура масла на выходе из радиатора должна быть 70° Ц. Самолет летит на уровне земли летом со скоростью 900 км/час при температуре воздуха 40° Ц.
Определяем температуру воздуха перед радиатором с учетом сжимаемости воздуха:
Мы получили температуру воздуха на входе в радиатор выше температуры масла. При этих условиях охлаждение масла до требуемой температуры в радиаторах обычного типа невозможно. Для обеспечения охлаждения масла на больших скоростях самолета необходимо применение поверхностных радиаторов.
Коэфициент теплопередачи к зависит от ряда факторов: от скорости воздуха в трубках радиатора, высоты полета, формы и длины воздушных каналов и от скорости движения жидкости между этими каналами.
Наибольшее влияние на величину коэфициента теплопередачи оказывают скорость воздуха и высота полета. Коэфициент теплопередачи определяется так:
— коэфициент теплопередачи от стенки радиатора к воздуху в кал/м2 час °Ц; аж — коэфициент теплопередачи от жидкости к стенке
радиатора в кал/м2 час °Ц- Коэфициенты теплопередачи определяются опытным путем в лабораторных условиях и на основании теории подобия пе- ресчитываются для конкретных условий-
В случае, когда величина поверхности, обдуваемой воздухом, отличается от поверхности, омываемой жидкостью, например, в трубопластинчатых радиаторах, коэфициент теплопередачи определяется по формуле
где Svk — поверхность, омываемая жидкостью.